yusha_m (yusha_m) wrote,
yusha_m
yusha_m

Category:

Загадочная индийская обувь.



Ноги и обувь занимают особое место в религиозной и общественной жизни Индии. Большую часть времени индийцы ходят босиком, так как обувь связана с особыми случаям и высоким статусом.
В Индийской культуре нога, так же рассматривается как объект культа: ритуал поклонения - почитание старших, духовных руководителей и идолов, выражается торжественным мытьем ног; 
преступники умоляют о прощении, падая к ногам потерпевшего; разуваться перед входом в дом или храм, прежде чем поклониться, означает знак уважения, смирения и покорности.
 Часто в драме и поэзии ноги описываются, как объект любви. В индийском восприятии романтики и сексуальности, ногами восхищаются, что объясняет, почему молодая женщина украшает подошвы ног татуировками или красит их красной хной в ночь ожидания встречи с возлюбленным.


Женская нога рассматривается, как объект красоты и эротики, вероятно, потому, что женщина ассоциируется с плодородием, а женская нога — с покорностью.
Вначале индианка массажирует ноги с ароматным маслом, а потом украшает их браслетами "паял" и другими ювелирными изделиями. Большинство женщин носят браслеты, даже если они не одевают обувь. Браслеты были в основном из серебра или меди, а из золота носили только божества и женщины из царской семьи.

В сюжетах из мифологии и фольклора ноги играют важную роль. Есть популярная история о Ахалье, которая была проклята и превратилась в камень за свою неверность, но только, когда Шри Рама поставил ногу на этот камень, она вернулась к жизни. 


Освобождение Ахальи. Обложка книги Ahalyoddhara (2006)

Во время брачной церемонии мужчина кладет ногу своей избранницы на Ammi Kal (зеленый камень) или шлифовальный камень, как подтверждение ее верности в браке.


Жених надевает (обручальное) кольцо "бичия" на ногу невесты. Только замужняя женщина имеет право носить кольца на пальцах ног.

Часто Индию описывают, как «босую» страну, особенно если речь идет о сельских районах Индии, хотя гигиена ног всегда здесь считалась очень важной. 
В Могольский период Николо Конти сообщает, что в Агре в отдельности было 800 купален, которые предоставляли роскошные услуги для клиентов, такие как массаж тела, ног и их чистку с богато украшенным скребком в бронзе и с ребристой поверхностью.



Поклонение следам в Индии продолжается и по сей день. Буддисты поклоняются дереву Бодхи, под которым находились ступни Будды, когда он получил свое просветление. Вишну в своей реинкарнации Вамана, сделал три шага и с третьим поставил ногу на Махабали и таким образом изгнал его в преисподнюю. С этого дня амулеты со следом ноги Вишну носят, чтобы отвратить зло. Следы правителей, религиозных руководителей, Богов и Богинь были вплетены в ангавастру, которая одевалась во время поклонения. 


Резной медный след Вишну (Vishnupada)
(длина 18 см, ширина 9 см)
Раджастан, Индия, 19 век

Враг мог быть побежден, если пыль с его следа замотать в листок и сжечь. Или, что более интересно, подобные обряды проводившиеся над девушкой могли завоевать ее любовь.
Ежегодно в храме Тирумалы Венкатешвары  на полу рассыпают свежий слой рисовой муки по разным направлениям: на восток, запад, север и юг, с просьбой о новой обуви, и запирают храм  на ночь. К утру появляются  огромные следы, которые символизируют обувь, а затем их помещают перед изображением божества и поклоняются. Удивительно, что все четыре пары оказываются того же размера и формы.

" - О герой, сними обувь с ног твоих, которые инкрустированы золотом, они обеспечат мир и гармонию во всем мире!  - Тогда Рама снял сандалии и отдал их Бхарате. Хотя Рама и отсутствовал физически, сандалии символически изображали его, как повелителя царства" ("Рамаяна" -  древнеиндийский эпос).


Бхарата приехал к Раме просить сандалии (Падука).

Несмотря на то, что под влиянием Англии в конструкции индийской обуви произошли  изменения, все же национальный колорит оставался во многих штатах. Причем, в каждом из этих штатов, обувь имела свои особые отличия.
В пределах географического региона, религии, социального статуса и пола, индийская обувь показывает огромное разнообразие стилей и материалов.

Падуки обычно носили отшельники и нищие. В своем простейшем виде это грубо вырезанная деревянная форма ноги с кнопкой, которая проходит между первым и вторым пальцем. Позже они появились из дорогих пород дерева, слоновой кости и металла, в том числе серебра, меди и инкрустированные золотой или серебряной проволокой, которые впоследствии стали предметами торжественных событий и культа для фанатиков.
Вероятно, что одним из самых ранних примеров является обувь из сандалового дерева, датируемая около 200 годом до нашей эры. В период III- IV веков - в Буддийский период, довольно часто, сандалии падука были обмотаны ремнями. Индийские цари тоже носили эти сандалии, но только украшенные драгоценными камнями.
Падуки (также известны как кхарам) - традиционная обувь из Древней Индии, обычно предназначаемая для телесного здоровья и успокоения ума. В древней истории Индии было известно, что многие святые, ученые и гуру носили эти падуки по той причине, что они могут дать покой и контроль над чувствами. Это достигается путем прикосновения ноги с деревом, которое массажирует, надавливая на  конкретные точки. Дерево считается одним из самых чистых элементов земли, которое содержит полезные примеси проникающие в ногу через подошву. Считалось, что те, кто носил эти падуки были, как правило, на пути праведности и чистоты.


Падуки из одного куска дерева с резьбой.
Начало 19 века, Раджастан


"Рама" Падуки
Сандаловое дерево, украшенное резьбой
Конец 19 века


Падуки с  рыбками.
Из одного куска дерева с инкрустацией латуни и медный гвоздик.
Конец 19 века, Западная Бенгалия


Деревянные падуки с позолоченными вставками.
Конец 19 века, Бомбей


Деревянные падуки с покрытием из верблюжьей кости.
Середина 20 века, Нью-Дели


"Падука" сандалии в честь индуистского бога Вишну.
Бронза
Начало 19 века


Детские падуки
Из цельного куска дерева, позолоченные серебром, инкрустированные зелеными, полудрагоценными камнями.
Конец 19 века, южный регион Индии



Церемониальные серебряные падуки с позолоченным гвоздиком.
Серебро, золото, дерево, воск
Джайпур, 18 век


Деревянные падуки с серебряным барельефом на металле, с колокольчиками.
Дерево, серебро, металл, латунь
Гуджарат, 18 век. Приобретены в Занзибаре.


Падуки из листового золота, с рубинами, изумрудами, алмазами и увешанные жемчугом
 Индия, 17-18 век

 На древних скульптурах и рельефах часто боги и полубоги Индии изображаются в падуках. 
Интересные падуки  с шипами, используемые для мазохизма - для получения удовлетворения или сексуального возбуждения, путем причинения боли самому себе. Некоторые мазохисты наслаждаются  айхмофилией (сексуальное возбуждение от иголок и других острых предметов). Однажды боль была зафиксирована на 20-40 минут. В основном после такого периода времени тело начинает производить опиатами (наркотические алкалоиды опиума), - химическое вещество для уменьшения болевых ощущений. Выброс этих веществ вызывает наркоз подобный эйфории; словно находишься в трансе, который, якобы повышает сексуальную чувствительность. 


Шипы- падуки обычно пристегнуты. 

Литература Джайнизма (религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.) показывает, что кожу животных использовали для изготовления обуви, которая защищала пальцы от получения травм. Как написано в период династии Гупт, для обуви были использованы шкуры коров, буйволов, коз, овец и других диких животных. Интересно отметить, что, хотя большинство Богов из Индуистского Пантеона изображены босиком, Бог Солнца Сурья среди немногих изображается в обуви, и обувь эта - сапоги!

В холодных регионах, таких, как Кашмир, Непал и Бутан, сапоги или ботинки были просто необходимы для тепла и защиты.


Мужские сапоги ЛАМЫ.
Украшены парчовой тканью. Кожаная подошва.
Начало 20 века, Индия, Ладакх (горы)


Мужские ботинки "sombha".
Тканый верх, сыромятная кожа.
Начало 20 века, Ладакх (горы)


Мужские сапожки кочевников Drokpha.
Верх- шерсть яка. Кожаная подошва.
Середина 20 века, Ладакх (горы)



Сандалии с пряжкой и со шнуровкой в кожаном носке, который предоставляет дополнительную защиту и тепло.
Кожа, металл
Химачал-Прадеш, примерно 1895 г.

Чаппал (chappal) - это кожаная индийская сандалия.
Колхапур, город в штате Махараштра, славилась своими кожаными сандалями с XIV века. Сегодня дизайн колхапурских чаппал встречается по всей Индии, и их имя используется для идентификации конструкции.
Колхапурские чаппалы - известная обувь ручной работы, изготовлена из обработанной, жесткой кожи бизонов, что выгодно для ежедневного износа. Обычно они состоят из двух или более кусков кожи, с ремешком на большом пальце в форме колечка и с кожаной полосочкой проходящей по ноге.
Для производства этих сандалей трудятся целые семьи; они используют специальные шаблоны, по которым потом вырезаются основные чаппал сандалии. Цвет используется натуральный или окрашенный по спецификации. Нужно отметить, что для изготовления этих сандалей не используется ни один железный гвоздь. Единственным соединение между верхней и нижней частью - есть швы, прошитые кожаным шнуром, а иногда хлопчатобумажными нитками. 
 Некоторые традиционные конструкции колхапурских чаппал включают такие дизайны как качкади, баккалнали и пукари. Эти чаппалы очень плотные, крепкие и долговечные. Они очень популярны в сельских районах, особенно в штате Махараштра и являются не слишком дорогой обувью.


Современные колхапурские чаппалы

Чаппалы, в основном, носят на открытом воздухе: мужчины, женщины, дети всех классов, проживающие в сельских и городских поселениях.
Сегодня индийские женщины и девушки ходят в различных чаппалах, подобранных по цвету для их нарядных сари.
Эти сандалии также одевают на специальные события, вечеринки и свадьбы. Для таких мероприятий конструкции включают сложные модели, которые более усовершенствованны - чаппалы "гота". Они могут быть украшены разными элементами: золотым шнуром, зари (джари) полоской (отделка из нити чистого золота или серебра, используемая в традиционной одежде Индии, Пакистана и Персии), болом-бонами и т.д.



Чаппалы украшенные полосками из тонкой кожи
1. кожа, волокно, металл
2. кожа, солома, метал, пигмент
Возможно Колхапур, Махараштра, конец 19 века.



Тяжелые кожаные сандалии с тиснением. Шерстяные помпоны, характерные для региона.
Кожа, замша, шелк, шерсть, хлопок, бумага, шелковая и металлическая нить
Пенджаб, около 1900



Тяжелые кожаные чаппалы, украшенные металлическими люверсами. Между слоями подошвы, сандалии наполнены семенами для обеспечения дополнительного комфорта или, чтобы отпугивать змей скрипящим звуком при ходьбе.
Кожа, латунь, металл, зерно, текстиль
Северная Индия, около 1900


Мужские чаппалы
Кожа. Помпоны для украшения.
Середина 20 века, Колхапур


Детские сандалии "чаппалы" для девочек.
Кожа, со стеклянными бусинками и оловянными украшениями.
Конец 19 века, Колхапур

Другое преимущество этой обуви заключается в том, что она из натуральных материалов и не имеет аллергических свойств, ну если только владелец не имеет аллергию на определенные типы кожи.
Это обеспечивает дополнительный комфорт и долговечность. 
Искусство производства колхапурских чаппалов  преобладает не только в Колхапури, но также и в соседних районах Капаши и Донгари.
На протяжении многих лет эта причудливая обувь ручной работы изменялась, улучшилась и стала более современной. Сейчас чаппалы признаны массово, их популярность быстро догоняет даже на западе.

Еще один вид индийских сандалий, более современный - это "бунто" сандалии. По форме они напоминают домашние тапочки. Это плетенные сандалии из чистой верблюжьей кожи, доступные в разных цветах.  
 

Один из самых популярных видов обуви в Индии является джутти.
Джутти (jutti) - слово Урду (индоевропейский язык, родственный хинди, возникший в XIII веке) это туфель на плоской подошве с закрытым верхом и с острым или округлым носком, иногда бывает без задней части, в форме шлёпанца. Джутти не имеет различия между правой и левой туфлей. Они обычно сделаны из кожи, но еще встречаются из других материалов, таких как текстиль. Верхняя часть выполнена из одного куска, который объединен с задником (если он есть) и линия выреза может быть круглая, прямая или заострённая, часто с центральным декоративным язычком.

Дизайн и украшения варьируется в зависимости от региона, включают в себя шерсть, шелк, вышивку металлической ниткой и шерстяные кисточки или болом-бончики.
Для подошвы джутти используют кожу верблюда, коровы и буйвола. Подошва прошивается белой хлопковой ниткой. Их носят мужчины, женщины и даже дети, в основном в Гуджарате, Пенджабе, Раджастхане, Харьяне, Махараштре, Западной Бенгалии и Уттар-Прадеше.
Каждый регион имеет свои особенности: в формах, в вариациях, в названиях. Наиболее примечательные примеры включают следующие:
 
- Джутти "Салим Шахи" - популярный стиль, названный в честь Принца Салима, во время царствование Императора Джахангира в XVII веке. Они были приняты в моду правителями и придворными даже в небольших королевских дворах. Несмотря на королевское происхождение, это простые джутти предназначены для повседневной носки, они характерны острым, а иногда завернутым носком, достигающим до линии выреза. 


Вышитые бархатные джутти для королевской знати.
Бархат, золотая нить, кожа, хлопок, металлические блестки, шагрень
19 век


Детские джутти
Бархат, расшитый металлической нитью и блестками, жемчуг, кожаная подошва.
Начало 20 века

- "Награ" джутти - это легкие, простые, часто черные, сделанные из кожи или иных материалов. Первоначально сделанные раджастханцами, которые пришли в Лакнау в XIX веке. "Награ" джутти носят в основном в городах.


- "Дези" джутти - украшенные  хлопковой вышивкой и носятся в основном заминдарами (землевладельцами).


Женские джутти
Кожаные с вышивкой.
Середина 20 века, Пенджаб


Мужские джутти
Вышивка на коже, многослойная кожаная подошва.
Конец 20 века, Раджастан

 - "Долкха" джутти - с круглым или заостренным носком.

( Варианты джутти с округлым носком)


Детские джутти
Тиснение на коже, многослойная кожаная подошва.
Середина 20 века, Уттар-Прадеш


Женские джутти
Кожа, бархат, вышивка
Середина 20 века

- "Тауранвари" джутти - часто встречаются в индийском регионе Синд. Эта обувь идеально подходит для пустыни. Во время ходьбы в песчаных районах, песок попадает в подушку помпона, как в ловушку, а узкая, практически плоская подошва легко высыпает песок, если он все же попал во внутрь джутти.

Помпоны верхней части тауранвари джутти - всегда яркие и красочные, сделанные из шерсти, а подошва из кожи верблюда. 



"Тауранвари" джутти
Кожа, шерсть, хлопчатобумажная нить
20 век, Индия

(В Пакистане и Индии очень много идентичной обуви, и туранвари джутти не исключение!)


Девичьи тауранвари джутти.
Шерстяные помпоны на кожаной основе, многослойная кожаная подошва.
Середина 20 века, Пакистан


Женские тауранвари джутти.
Шерстяные помпоны на кожаной основе, многослойная кожаная подошва.
Середина 20 века, Пакистан

Другие джутти шлепанцы 


Кожаные джутти с помпонами.
Кожа, хлопок, шерсть
Гуджарат, 1970


Кожаные джутти с вышивкой
Середина 20 века, Гуджарат

 Джутти тесно связано с моджари, которые появились в ходе великих завоеваний Моголов в Индии, в начале XVI века. С этого времени в Индии развивался широкий выбор стилей моджари.
Слово моджари (также моджри, моджади, мархатти и другие варианты, такие как кхуса), как правило, относится к закрытой обуви, похожими на джутти, но с ярко выраженным завернутым носком. Подошву моджари изготавливают, как и джутти из обработанной кожи буйволов, коров и верблюда, также с кожаным или текстильным верхом. Они есть в разных вариациях и тоже не имеют различия между правой и левой туфлей. Часто на плоской подошве или с каблуком различной высоты.
Носок всегда удлинённый, может быть в виде сплюснутого кончика или растянутый на несколько дюймов и завернутый.


Каста Брамин. Кожаные женские туфли ( с загнутым задником).
Конец 19 века, Мумбаи (Бомбей)


Мужские туфли с загнутыми носками
Кожаные с шелковой вышивкой.
Конец 19 века, штат Орисса



Плетеная обувь без задников с зелеными полосками.
Растительное волокно, пигмент
Невар, 1987



Женские моджари или кхуса, с вышивкой золотой нитью, бархатная стелька.
Середина 20-го века



Алые бархатные моджари, расшитые золотой нитью и жемчужинами.
Северная Индия, 19-го века

Особенная версия закрученного носка появляется в «гатела» моджари, порой носок настолько большой, что выглядит, как хобот слона. Колокольчики, бисер, драгоценные камни и подвески часто подвешены к этим моджари, которые звенят при движении.
Традиционная аристократия носила бархатные моджари с чрезвычайно длинными, плоскими, загнутыми носками - "гатела" моджари. Эти туфли были расшиты гладкой золотой вышивкой, зардози (вид индийской, иранской и пакистанской вышивки), сальма-ситара (индийская вышивка часто используемая для сари); украшенные золотой проволокой, блестками и часто расшитые бисером, жемчугом, крыльями радужных жуков и даже драгоценными камнями. Менее дорогостоящий вид этой аристократической обуви сейчас ценится на свадьбах и как церемониальная одежда.
Хотя моджари традиционно носят в Раджастане, варианты их также можно найти в других Индийских Штатах, как Гуджарат и в  больших городах, как Нью-Дели и Агра.



Моджари для королевского износа, украшенные блестками, серебряной фольгой и стеклянными бусами.
19 век



Моджари, украшенные золотым шитьем.
Кожа, хлопок, серебряные блестки и фольга, бисер, медь
19 век



Богато украшенные моджари для королевской знати с вшивкой из металлической нити, хрусталя и жемчуга.
Кожа, бархат, сусальное золото, пайетки, жемчуг, хрусталь.
19 век




Моджари, которые одел всего один раз принц Хиберабада Низам Сикандар Ждах. Полностью вышитые золотой нитью, зардози вышивкой, украшенные рубинами, бриллиантами и изумрудами в золотой оправе.
Кожа, бархат, серебряная тесьма, золотые нити, рубины, алмазы, изумруды, эмалированный бисер
Хайдарабад, Андхра-Прадеш, 1790-1820

(Эти туфли были похищены в 2006 году, из музея Bata, в Торонто. Найти туфли помог анонимный звонок, а когда экспонат вновь вернулся в музей, то выяснилось, что похититель, воспользовавшись возможностью, успел примерить эти  золотые туфельки!  J )



Ну, и последние, мои самые любимые женские моджари для танцовщиц, украшенные золотом, вышивкой зардози и с бусами нефрита и граната. Серебряные колокольчики звенели, когда двигалась
танцовщица.
Кожа, текстиль, бархат, золотая нить, золотая проволока, медь, нефрит, гранат, резьба.
1840-1870

Сегодня, производство джутти и моджари по-прежнему сосредоточено в центральной и северной Индии, в тех регионах, которые подчинились в свое время  Могольской власти.
В селах они обычно производятся местными сапожниками и специализированными ремесленниками. Большие семьи часто имеют свой общий бизнес; как и большинство традиционных ремесел, знание передается от одного поколения к другому. В этих мастерских работает по несколько человек, среди которых эта работа подразделяется на разные обязанности. Рабочие классифицированы как дубильщики, кожевники и продавцы. 




Моджари и джутти особенная обувь, большинство которой шьется на заказ, и которая сегодня по-прежнему выполняется полностью вручную!

Загадочная индийская обувь (продолжение) 

Tags: folk, india, shoes
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments